ОХОТА НА ТУНЦА
Альмадраба в Кадисе, как часть мировой истории и культуры
Среди любителей активного отдыха, важную роль для многих занимает страсть к рыбной ловле. Хотя, возможно, большинство этим занятием совершенно не болеют и рыбу предпочитают видеть пойманной на прилавке в магазине, еще лучше – приготовленную в ресторане, на тарелке. Желая расширить кругозор второй половины, любителей активного отдыха, обогатив его историями из жизни молчаливых рыб и рыбаков, попытаемся перевести их из категории пассивных «слушателей», в разряд «подельников», призвав к активным действиям.
Предлагаем совершить поездку на юг Испании, в провинцию Кадис, где в водах, разделяющих два континента, Европу и Африку, долгие тысячелетия человек охотится на тунца.
ТУНЕЦ – КОРОЛЬ ВСЕХ РЫБ
То, что испанцы любят тунца, многие знают не понаслышке по магазинам и ресторанам. Даже знаменитый местный салат «ensaladilla rusa», который испанцы называют русским, действительно по составу похож на наш оливье, только вместо колбасы в нем тунец.
Тунец идет во множество блюд испанской кухни, а банки со всевозможными разными частями, этого морского гиганта, вы всегда найдете на прилавках магазинов и рынков. Тунца часто величают королем рыб, а среди рыбаков и любителей рыбы – ему всегда оказывают особое уважение. Даже когда его называют «плывущей свиньей» это звучит не оскорбительно, а как-то солидно и почтительно.
Данное сравнение оправдано, если говорить о размерах гиганта, которые могут достигать трех метров и весить больше 500 килограмм, но в смысле характера и поведения – сравнение неточное. Тунец неутомимый пловец и опасный хищник, способный проплыть из Америки в Японию, развивая приличную скорость, до 100 километров в час, не выказывая никакой усталости.
Собственно, древние греки, от которых нам и досталось имя «тунец», образовали его от корня слова, обозначающего «бежать, мчаться». К тому же, тунец теплокровный, у него красное мясо, почти как у наземных собратьев.
Тем, кто привык ловить рыбу помельче: селедка, скумбрия, макрель, стоит знать, что для тунца эта «мелочь» – просто еда, которая пригодится лишь в качестве приманки. Поймать самого тунца куда сложнее, чем его обед, поэтому занятие это называют охотой, а не рыбалкой!
Возможно, многие зададутся вопросом:
-
стоит ли участвовать в охоте на этого монстра?
-
как охотились на этого гиганта люди в древности?
АЛЬМАДРАБА (Almadraba)
Если вы соберетесь в Кадис, провинция Андалусия, то возможно, ваш отель окажется на улице callealmadraba. Подобные слова заставляют русского туриста морщить лоб и фотографировать адрес отеля. Древние арабские термины, начинающиеся на «ал» или «бе» – не самые легкие для запоминания, за исключением любимых и давно ставших родными слов типа «алкоголь» или «алмаз». Арабское слово «almadraba» обозначает место для поединка и борьбы, и русское слово «драка» в нем явно улавливается.
Древние андалусийцы, очевидно были людьми не робкими, выбирая соперников из числа самых сильных в природе: на суше им стал бык (коррида), на море – тунец (альмадраба). И коррида, и альмадраба – исконно средиземноморские культурные традиции, которые язык не поворачивается назвать простым соревнованием или обычной рыбалкой.
По сути, альмадраба представляет собой «засаду», ловушку для тунца, командную работу группы судов и людей, хорошо знающих повадки тунца, его маршруты, умеющих ставить ловушки из сетей и, таким образом, добывать промысловую рыбу. Вообще, альмадраба стала возможна только потому, что тунец – особая рыба, солидная и обстоятельная, каждый год следующая одним и тем же маршрутом из Атлантики в Средиземное море и обратно.
Такое постоянство большинству рыб не свойственно. Например, на севере рыбаки повсюду гоняются за косяками селедки и даже опытные моряки знают о ветреном характере этой рыбы. В 1956 году в Норвегии неожиданно выловили огромное количество сельди, более миллиона тонн, а всего через несколько лет промысел упал до «жалких» семидесяти тысяч. Повадки селедки и многих других промысловых рыб, для ученых – «темный лес».
Тунец такого безобразия себе не позволяет. В последнюю луну апреля или в первую луну мая, он обязательно появляется у берегов Кадиса. Зачем он каждый год следует этим путем уже много тысяч лет – дело темное, но почему его ловят именно у Кадиса – понятно: рыба нагуляла жир в холодной воде Атлантики, а жир – важен для качества.
Известный московский ресторатор и адвокат Александр Раппопорт (рестораны Воронеж, Доктор Живаго, Пифагор, Крабы-Купаты), как-то прозорливо написал в одном интервью: «многие клиенты напрямую связывают качество мяса и рыбы с процентом содержания жира в них». Кто-то сформулировал еще проще, сказав, что людям нравится такая вырезка и такой рыбный стейк, которые можно «ложкой есть». Так что повышение процента жира по мере приближения тунца к берегам Андалусии – весьма кстати.
Промысловая ловля
В Средиземном море, в районе Кадиса, со стороны Атлантики и в районе Аликанте, с другой стороны иберийского полуострова, плавают флотилии кораблей, которыми управляют «капитаны альмадрабы». Анатомические подробности промысловой ловли тунца мы опустим, тем более что сегодня орудия усовершенствованы, равно как и средства заморозки «добычи».
Раньше за ловлей рыбы наблюдали капитаны и финикийские купцы, потом их сменили римские торговцы соусом «гарум», в те времена все они неплохо зарабатывали себе на хлеб добычей тунца, как и сегодня капитаны, которым повезет поймать тунца-рекордсмена, могут купить Mersеdes на свой доход от одной удачной охоты.
Купцы по-прежнему находятся на борту, только теперь это японские бизнесмены. Они покупают восемьдесят процентов улова и хотят быть уверенными в том, что с тунцом все сделали правильно, с первого момента, как он оказался на борту. Еще поговаривают, что этой охоте, на «большую рыбу», больше десяти тысяч лет.
Баски считают, что в Атлантике этим занимались их предки – те, кого мы сейчас называем Атлантами, жители материка Атлантиды, погибшего во время наводнения. До наводнения, в районе Средиземноморья, суши было гораздо больше, чем воды. Якобы существовали пешие переходы из Америки в Атлантиду, Европу и Африку. После наводнения материки разделились и все народы пошли своим путем, а потомки атлантов переселились на Иберийский полуостров, научив отсталое местное население всему, что умели сами, в том числе охоте на крупную рыбу (кроме тунца, есть еще рыба-марлин и рыба-меч).
Так рассказывают эту историю новые, альтернативные историки. Более осторожные умы старой школы считают, что альмадраба пришла от финикийцев, приплывших с берегов Ливии и Сирии.
Современная индустрия ловли тунца озабочена охраной рыбы от полного истребления, число мест альмадраба тоже сокращаются, но до кризиса еще далеко. Оборот торговли тунцом в рыбном мире около пятнадцати миллиардов долларов в год (больше – только у «креветочных» королей). Лучше всего заработать удается тем, кто поймает крупную особь, так сказать тунца «рекордсмена».
Индикатор экономического роста
К слову, в 2012 году был пойман тунец весом 236 килограммов и продан за 736 тыс. долларов, то есть килограмм обошелся покупателю более 3000 $. Такая стоимость выше цен на дорогие деликатесы типа утиной печени или хамона, приближаясь к цене на самый дорогой в мире продукт – икру дикой белуги-альбиноса, поймать которую удается все реже.
Абсолютный рекорд
Регулярные рекорды ставит Киеси Кимура, владелец сети ресторанов Sushi Zanmai, покупая тунца на ежегодных аукционах. В 2012 году он купил 200 - килограммового гиганта за 1,76 миллиона. А вот совсем свежая новость: на аукционе 2019 года, Кияси Кимура заплатил 3.1 миллиона долларов за рыбу весом 278 кг. После такого приобретения акционеры, компании Riyomura, были в шоке от потраченной суммы.
Однако, Кимура имеет свой расчет: тунец для японцев, как и для всего мира, давно стал необычной рыбой. По аукционам, проходящим в январе, судят о перспективах экономики грядущего года. Чем выше цены, тем удачнее будет год для японской экономики. К тому же, открылся новый рынок Тоесу, который строили дольше, чем планировали, ввиду разных проблем. Так что господин Кимура, всего за 3 миллиона!!!, стал самым известным на весь мир японцем, национальным символом стабильности, к тому же поддержавшим экономику страны «обмыв» новый рынок.
Кстати, в Испании тоже есть свой индикатор благополучного положения экономики в стране. Перспективы года оценивают по объему продаж в магазинах в декабре и начале января. Испанцы обожают Новый Год и Праздник Магов, тратя столько, сколько им позволяют накопления. По расходам можно судить об уверенности испанцев в завтрашнем дне и состоянию их кошельков.
Рыбакам же интереснее не цена, а вес и размер: абсолютный рекорд принадлежит тунцу, пойманному в 1979 году Кеном Фрейзером – 679 кило!
Не знаю, удалось ли заинтересовать вас этими заметками и убедить приехать в Испанию охотиться на тунца. План прост: поймать рыбу, продать за пару миллионов евро, тем самым окупив поездку. Хотя, в Андалусии много других интересных дел и маршрутов.
Имейте в виду, что рыбачить вам совсем не обязательно: сезон альмадрабы (май) – не только время охоты, но и всевозможных гастрономических мероприятий.
Часть из них носит закрытый профессиональный характер, например строго научная конференция тех самых капитанов альмадрабы (обмен опытом) или гастрономические семинары шеф-поваров. Если вы научились разделывать тушу тунца, то всегда сможете подрабатывать разделкой любой другой рыбы или расчленением трупов.
Вторая часть, носит открытый характер – «праздник живота» в ресторанах, на рынке Кадиса и по всему побережью.
Ваше присутствие на мероприятиях для профессионалов – факультативно (проникнуть на них тоже можно, было бы желание), а вот праздники, ярмарки, фестивали и специальные предложения в ресторанах, во время альмадрабы, лучше не пропускать. Для любителей охоты на тунца и им сочувствующих, – явка строго обязательна. Все-таки, тунец – король всех рыб и как-то неловко будет проигнорировать праздник в честь Его Величества.
P.S. звоните, мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы, организуем индивидуальный тур «Охота на тунца» из Москвы, Малаги или Марбельи.
Звонок на WhatsApp